|
Повесть 3-я Капризный новичок |
|||
Оглавление (кратк.): Часть I 1. Передышка Часть
II 2. Старт 2.1. Инженер-разнорабочий 2.2. Чужой среди своих 2.2.1. Поучатель учителей |
2.2.2. Поучатель руководителей
производств 2.2.3. Систему бы сменить… 2.2.4. Опять к образованию 2.2.5. Лицом к Гению! 2.3. Планка себе и другим 2.4. О привычках и логичности поступков 2.5. Плановый нарыв 3. . Прорыв |
Часть III 5. Гвоздь левши Часть IV 8. Содружество 9. 2-й фронт 10. Соты |
||
2.1. Инженер-разнорабочий[1]
Через месяц после возвращения из армейской в гражданскую жизнь отпуск
кончился, полагалось срочное "свободное трудоустройство". Обхожены
десятки "отделов кадров", и, наконец, с 6 сентября Семёна оформили на
работу старшим инженером на МПКБ "Восход".[2] 130 рублей и старший[3] инженер, тогда как
новичкам и "с улицы" дают 110 и должность пониже[4].
"Собеседование" провёл лично зам. Главного конструктора. Кажется,
они друг другу понравились.[5] И всего 15 минут ходьбы
от его нового дома, от метростанции "Преображенская площадь". Ещё месяц – ожидание
"допуска". Этот месяц был тяжёлым
испытанием для матери. В анкетах требовалось
указывать все негативные моменты биографий родственников. Дорогу в авиацию,
охраняемую "Первыми отделами" служб режима и безопасности, дорогу к
мечте - сыну мог перекрыть любой документ времён репрессий, сведения о
нахождении матери в Новомосковске в период оккупации. Какие-нибудь
"зацепки" на его письма в райком и исполком, в ЦК и в КГБ, мнения о
критическом отношении к властям… Да мало ли что взбредёт в
голову чиновнику КГБ, чтобы "на всякий случай" не дать
"допуск" отличнику МАТИ, офицеру РВСН. Ведь хотели же выгнать отличника из МАТИ[6], было же что-то и в армии[7], что сын явно скрывает… На этот месяц будущий авиаконструктор мог бы быть направлен, например, на курсы
патентной грамотности, но порядки были другие: ему поручили махать метлой на
"открытых" территориях КБ, доверили быть… разнорабочим в столярном
цехе КБ, а проще - дворником-грузчиком[8]. В нарушение КЗоТ эту должность и этот период в "трудовой
книжке" не отметили… День извещения о получении "допуска" зажёг материнские
глаза счастьем. Он мечтал строить самолёты, так упорно учился, ради мечты
оставил родительский дом…[9] Мечтал хотя бы строить,
раз уж не пустили летать… Сбывшаяся
мечта сына – счастье матери, разлучённой с сыном километрами между
Новомосковском и Москвой[10]. И вот уже он - в КБ, среди столов и кульманов, среди чертежей и их
творцов. Конструктор авиаприборов, составляющих в среднем 70 % стоимости
самолёта. Теперь не только от решений "генеральных" конструкторов, но
и от него самого, от качества и его приборов во многом должны зависеть
возможности самолётов. Неплохая формула для одной из целей,
оправдывающих жизнь. 1976-й год. 25 долгих и непростых лет его "предстартовой"
подготовки. Не мало. Старт. Одно название - старший инженер. "Младших" у него в
подчинении не было. Его самого стали использовать в качестве
"разнорабочего" ИТР[11] на мелкие задания. В
первую очередь - на работы в совхозы, овощебазы, на субботники. То есть -
совсем не по специальности. Первым его бригадиром в ТКО-5[12] МПКБ[13] стал Анатолий Барсуков.
Рабочий путь Анатолия от рабочего до ведущего конструктора – Семёну, тоже
растущему из рабочих, импонировал. "Барсук", как его звали "по
за глаза", был всего на 12 лет старше, почти ровесник брата Славы.
Крупные черты лица, молчалив, много курит, не балагур, иногда раздражён. Что
ж, - план, проблемы… Для начала новичок мягко, но неоднократно сослался на должность и
"красный" диплом, чтобы освободиться от
простых чертежей и работ. Для этого техник есть. Быстро усвоил основные нормы стандартов оформления и цепочку
согласований чертежа. Новичку довольно быстро доверили разработку достаточно сложных
чертежей деталей, а затем и сборочных. Появилась возможность "повертеть
в руках", изучить не по картинке образцы зарубежной современной техники,
аналогов. Новое дело всегда вызывает вопросы, а если его изучать дотошно, то
вопросы вылезают там, где всё покрыто пылью привычки. - Так все давно делают, так "положено". - Но почему? Логичных ответов не было или их не знали. Всё
подменялось привычкой. Но тут ведь не цирк животных, а авиапром! Семёна
заучивание чужих привычек не устраивало. Он хотел до всего
"докопаться". На территории КБ было опытное производство. "Литейка",
"термичка", металлообработка, гальваника, "малярка",
сборочные цеха, испытательные. Множество шкафов со стандартами и нормативами,
которые надо знать и применять в каждом чертеже, по каждому случаю проектирования
и изготовления деталей и их "сборок". Казалось, жизни не хватит их
прочесть. Читаешь, а пока чертишь - они меняются! Бесконечно, как бег за
своим хвостом! Что такое "стандарты для кабин", "нормы лётной
годности"? Этого в ВУЗе "не давали"! Студенту никогда
не хватало времени. Но он "впитывал" больше "программы".
И даже при этом оказалось, что ВУЗ дал безнадёжно мало! В ВУЗе любили говорить: "Студент – это сыр. Чем больше на него
давишь, тем он лучше качеством". Красиво говорили[14]. Но, может, качество
выпускников надо всё же улучшать не давлением, а по иной технологии? Вопросы "чистой технологии" – ближе. Что надо отлить, а что
"выдрать из куска"? Сколько надо "переходов", времени,
оснастки, инструмента, денег на каждую деталь и весь прибор? Как сделать
быстрее, прочнее, легче, дешевле? Где оптимальный баланс "единства
противоположностей"? На какое-то время лавина нового и лавина вопросов действовали
оглушающе. ВУЗ к этому совершенно не подготовил. Да и в план таких
вопросов не вписывали. Можно выполнить приказ ведущего, верить его опыту. Он
для того и "ведущий". Но работа по приказу и "по указке"
– это не творчество. Но когда-то ведь надо этот выбор делать и самому! А
творчество без этих вопросов и решений - невозможно. Как это наверстать
быстрее? Человек, имевший большее число "пробелов" в знаниях, "троечник"
- к творческому марафону не пригоден по вине ВУЗа. Он –
"гарантированно отстающий" "исполнитель". Наука, техника,
нормативы в авиации меняются стремительно. "Исполнитель" такого
качества - за изменениями не уследит, да и не следит, а потому и не исполнит. Зачем же таких плодить, морочить голову статистикой
"дипломированных специалистов"? А если еженедельно читать всем обзор изменений? Останется ли время
для работы?
Но этого нет. А каково качество работ у незнающих последних
достижений? В КБ и вопрос так никто не ставил. И слушать такие вопросы не
желал. Все изменения каждым изучались по мере "натыкания" на них
при проектировании. Вернее, при подписании чертежа у нормоконтролёра. Это
влекло потери времени при переделке (по замечаниям нормоконтроля)
графики (чертежей), а то и конструкций.[15] Требовалось знание на память сортамента и свойств используемых
материалов, полуфабрикатов, покупных элементов… Голова - самый оперативный
справочник и самый дешёвый компьютер. А ведь в это же время мир обогащался новыми изобретениями и
открытиями, конструкциями и их изменениями… На слежение за техническими
новациями - в плане работ время не отводилось совсем. Либо ты
научишься это изучать "за свой счёт"[16], либо будешь безнадёжным
аутсайдером. Государство тебя обкрадывает. Но надо так поставить эти затраты на
изучение новаций,
чтобы выиграть и у сослуживцев, и у государства![17] Как создать календарные и тематические каталоги прогресса
технических решений? И заглядывать бы в них при решении очередного проекта? Эх… |
к продолжению – часть IIb – (2.2.1. Поучатель
учителей)
"Капризный
новичок" – к началу страницы \\ к началу повести \\
Таблицы новаций из повести "Капризный новичок"
Иллюстрированные
Рассказы-Иллюстрации к повести: зеленоградский калькулятор \ программируемый калькулятор МК 54 \
чешская линейка \ удлинения основных шкал (ч.л.) \ советская линейка \ оборотная сторона советских линеек \
Линейка логарифмическая круговая \ концепция Маленкова С.К. создания ЭВМ на "чиповой" памяти \
История
унифицированных
редукторов и приборов: 1. Бунт исполнителя \ 2. Диверсант \ 3. Олимпийская диверсия \
4. Запрещённые улучшения редукторов \ 5. Непредусмотренные расчёты \ 6. Буря перед Бураном \ 7. Потеря Марка \
8. Борьба за литьё \ 9. Борьба за профнавыки
\ 10. Получение цеха \ 11. Второй суперредуктор \ 12. Единое "лицо"
\\
Попытка создания микроэлектроники и
др. элементов приборов: 1. Плату - в микросхему \ 2. сменные панели \\
Драгоценный обесцененный малыш \\ Вибрация против трения \
История создания унифицированных редукторов и приборов
\
ã Фонд гражданских
инициатив, МО МОИП, 2000-2017
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП, 1998-2017 \ контакты
\ дружеские сайты \
Здесь Вы можете выбрать код наших банеров и текстовых ссылок из
расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт
Обновление: 01-03-2017fog
[1] В статьях по образованию Маленков С.К. описывает необходимость совсем других форм стажировки
инженера при допуске к самостоятельной работе.
[2] Московское приборостроительное конструкторское бюро. Находится на ул. Ткацкая в Первомайском
районе.
[3] В русском языке слово "старший" обозначает старшинство над кем-то (наличие подчинённых) или по
возрасту. Тут этот чин означал только надбавку к зарплате. Над таким инженером было много ещё более
старших, руководивших им, но их должность не имела слов обозначения прямого старшинства. Чиновно-
языковая глупость.
[4] "Инженер" – можно переводить было: "куда пошлют", хоть ты и с дипломом. Специализацию
"конструктор" можешь и не получить.
[5] Этот "Зам.", став "Главным", причинит Семёну много вреда и будет причинять вред акционеру Маленкову
все "перестроечно-реформаторские" годы.
[6] Претендент на диплом "с отличием" доказывал в дипломном проекте экономическую выгоду от
создаваемой им безработице, которую документы КПСС категорически не допускали. См. повесть
[7] Предложения по реформированию Армии СССР были более отпугивающими для "малых" чиновников, чем
его попытка отдать под трибунал командира полка.
[8] Направление на работу "не по специальности" КЗоТ разрешал в случае производственной необходимости.
Необходимости в дворнике у цеха не было. А дополнительные навыки инженерам, которые не давали
ВУЗы для создания новой техники – не мешали бы…
[9] В первой повести "Уникум, мечтавший о Безработице", я рассказал эту историю: майор призывной
комиссии военкомата отправил школьника на операцию удаления гланд (как обязательное условие
направления в военную лётную школу), зная, что перенёсшие любую операцию в эти школы – не
принимаются! Этот наглый обман офицера и похоронил мечту стать лётчиком. Закона о наказании за
подобное преступление не принято до сих пор. И возможность безнаказанных преступлений
используется всегда! Кому это выгодно?
[10] Расстояние между ними около 180 км, каждый день идут 2 "прямых" поезда. Но на пенсию в 54 рубля и не
проживёшь, и не покатаешься…
[11] Инженерно-технический
работник. Не мог быть
"разнорабочим" по закону, но мог быть прикомандирован
"по производственной необходимости" куда
угодно.
[12] Тематический
конструкторский отдел №5
[13] Московское
приборостроительное конструкторское бюро
[14] В качестве юмора это было опубликовано в одной из газет. Но как любили отжатых и раздавленных
людей, тоже известно. На них нельзя строить ни фундамент, ни пьедестал.
[15] Была практика изготовления макетных образцов, по "макетным" чертежам делались и многие
экспериментальные образцы. Была и практика внесения изменений в цеховые чертежи за подписью
конструктора (без нормоконтроля изменений). Переделка живых деталей (а то и сборок) вело к потерям
времени, труда и денег, иногда – к повторам испытаний.
[16] Но кому это выгодно?
[17] Известно, что доказывать полученные убытки по вине начальства – рискованное занятие! И молчаливое
создание прекрасных конструкций может быть названо не твоим достижением, а просто обязанностью…
[18] "забудь дедукцию, гони
продукцию" - первая "производственная инструкция" выпускникам
ВУЗов.